Контакты
Главная
Тест-драйв
Информация
Уход
Видео
Модели
Галерея
Новости

Главная » Новости » Эксплуатация автомобилей в районах с жарким климатом

Эксплуатация автомобилей в районах с жарким климатом

В пустынных районах с жарким климатом и слабо развитой сетью дорог, значительно усложняется подготовка автомобилей к эксплуатации. Ухудшаются эксплуатационные качества топлива и смазочных материалов. Повышаются интенсивность изнашивания агрегатов, механизмов и деталей, увеличивается количество неисправностей. Затрудняется их выявление и устранение. Усложняются работы по обслуживанию и ремонту автомобилей, повышается расход запасных частей и материалов на обслуживание и ремонт. Снижается надежность и эффективность использования автомобилей.

Влияние климатических и дорожных условий на работоспособность автомобилей.
 
К районам жаркого климата и пустынно-песчаной местности относятся жаркий сухой и очень жаркий сухой районы, которые занимают около 10% территории страны. В этих районах преимущественно равнинный характер рельефа, широко распространены песчаные солончаковые грунты, скудная растительность и безводность. Климат резко континентальный. Осадки редкие и незначительны (60-150мм в год), до 90% осадков приходится на зиму и весну. Очень часты ветра большой силы до 30 м/с. 
 
Открытые водоемы в пустынях и сухих степях встречаются крайне редко и главным образом на их окраинах. Вода в таких источниках содержит большое количество различных солей и не пригодна как для питья, так и для использования в радиаторах автомобилей.
 
Для районов с сухим жарким климатом характерна не только высокая температура воздуха (до 40-50 С в тени), но и низкая его влажность. Большая запыленность, а также солнечная радиация и неблагоприятные дорожные условия пустынно-песчаной местности при не несоблюдении специальных рекомендаций отрицательно влияют на работоспособность автомобилей:
- вследствие уменьшения плотности рабочей смеси при повышении температуры окружающего воздуха до 40-45 С мощность двигателя уменьшается на 15%;
возможны перебои в работе двигателя из-за образования паровых пробок в бензонасосе и топливопроводах;
- возможен повышенный (в 2 раза и более) износ цилиндров, поршневых колец, шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников при работе двигателя под нагрузкой в условиях сильной запыленности воздуха (2-3г на метр);
- снижается эффективность работы системы охлаждения, температура охлаждающей жидкости может достигать 109-119 С, в результате чего в камере сгорания и на клапанах происходит интенсивное нагарообразования;
- частая доливка воды приводит к быстрому образованию накипи в системе охлаждения;
- интенсивное старение масел из-за быстрого их окисления вызывает отложение на поверхность деталей смолистых веществ и механических примесей, быстрое засорение масленых каналов и фильтров;
- высокая температура воздуха и наличие паров топлива в подкапотном пространстве двигателя (80-100 С) повышает пожарную опасность, вызывает быстрое старение и разрушение электроизоляционных материалов, повышенное испарение дистиллированной воды и саморазряд аккумуляторных батарей.
При движении автомобиля, на грунте, образуется толстый слой очень мелкой пыли. Взвешенная в воздухе, эта пыль долго не оседает. В безветренную погоду она держится в течение 2-3 часов. Попадание пыли в приборы электрооборудования вызывает быстрый износ их деталей, приводит к неисправностям в системе зажигания и системе управления работой двигателя.
 
Эксплуатируя автомобиль в жарких условиях, необходимо своевременно очищать и мыть воздухоочистители и фильтры, принимать меры по предупреждению попадания пыли в автомобиль, в его агрегаты и системы, тщательно проверять исправность всех приводов управления.
 
Помните, что при повышенной температуре происходит повышенное испарение тормозной жидкости, вследствие чего в гидравлическом и пневмогидравлическом тормозных приводах образуются паровые пробки, вызывающие отказы в работе тормозных систем. Увеличивается склонность рабочих жидкостей в гидроусилителе рулевого привода к пенообразованию, вследствие чего снижается рабочее давление, возрастает отложение смол, ухудшается работоспособность гидроусилителя.
 
Пластичные смазки расплавляются и вытекают из сочленений рулевых тяг при следующей температуре: солидолы - 70-75 С, смазки 1-13 и ЯНЗ-2 - 120 С, консталин и литол - 24-130 С. Вязкость трансмиссионных масел в агрегатах при температурах, достигающих 120-140 С, значительно снижается, что способствует подтеканию масел через сальниковые уплотнения. В гидродинамических коробках передач увеличивается склонность масел к пенообразованию, что ухудшает работоспособность гидросистем. Ухудшается эластичность шин, диафрагм тормозных камер, сальников, манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых деталей. Детали из дерева рассыхаются и растрескиваются, а краски выцветают.
 
Проходимость песчаных и солончаковых грунтов во многом зависит от времени года и погоды. Песчаные районы становятся более проходимыми в период дождей и делаются труднопроходимыми в сухую погоду, особенно на участках с сыпучими песками. Солончаковый грунт в сухую погоду делается твердым и проходимым, но зато в сырую погоду поверхность солончаковых грунтов быстро размокает и движение автомобилей на определенный отрезок времени практически исключается. Автомобильные дороги проходят главным образом по окраинам пустынь. Большая часть дорог представляет собой естественные грунтовые дороги, накатанные по целине, реже встречаются гравийные дороги.
 
Мероприятия по повышению эффективности использования автомобилей.
 
Эксплуатация автомобилей в условиях жаркого климата и повышенной запыленности воздуха требует проведения специальных организационных и технических мероприятий. Техническое обслуживание N 1 и N 2 проводится с уменьшенной периодичностью по сравнению с обычными условиями: для автомобилей на 30-35%, гусеничных автомобилей и тракторов на 20... 25%.
 
Причем, затрачивается примерно на 25% больше времени, так как, почти в два раза чаще приходится смазывать втулки осей балансиров и подшипники механизмов включения фрикционов, промывать фильтры и доливать дистиллированную воду в аккумуляторы. Дополнительно проводятся работы по обдувке механизмов сжатым воздухом, фильтрация воды, промывка шарниров и замена масла в двигателях, с промывкой системы смазки.
 
В условиях жаркого климата особый контроль осуществляется за работой и обслуживанием системы охлаждения двигателя и его температурным режимом. Ежедневно проверяется натяжение ремня и уровень охлаждающей жидкости. При подготовке автомобилей к летнему периоду эксплуатации, система охлаждения проверяется на герметичность, а пробки радиаторов - на давление срабатывания паровоздушных клапанов; при необходимости система охлаждения промывается для удаления накипи.
 
Для уменьшения образования накипи, системы охлаждения заправляют и дозаправляют водой с 3-х компонентной присадкой.
 
Накипь удаляют промывкой системы специальными растворами, разрушающими ее. Химические реагенты и особенно соляная кислота, применяемые для удаления накипи и вызывающие повышенную коррозию деталей системы охлаждения, применяются с ингибиторами, уменьшающими коррозийную агрессивность растворов. В качестве ингибиторов используется технический уротропин, состав ПБ-8 и др.
 
В условиях повышенной запыленности воздуха проводятся мероприятия, снижающие вредное влияние пыли на системы и механизмы автомобилей.
 
Для защиты от загрязнения топлива, масел и рабочих жидкостей необходимо правильно организовать их заправку и хранение, предупреждая внесение абразивных частиц и других механических примесей в картер механизмов системы автомобиля. Дизельное топливо после слива в емкости пункта заправки должно отстаиваться в течение 5-6 суток.
 
Топливные фильтры, фильтры систем смазки и гидросистем промываются с меньшей периодичностью. Фильтры и отстойники системы питания на автомобилях промываются через 350-400 километров, на гусеничных автомобилях через 250-300 километров пробега.
 
Снижение вязкости масел, рабочих жидкостей и топлива с повышением температуры воздуха увеличивает возможность их подтекания через прокладки, сальники и другие соединения. Поэтому необходимо постоянно следить, чтобы не было нарушений герметичности соединений и крышек заправочных горловин.
 
Воздухоочистители двигателей в условиях пыльных дорог обслуживаются ежедневно с промывкой фильтра и, при необходимости и с заменой масла.
 
В связи с ограниченным количеством воды в пустынно-песчаной местности мойку и очистку автомобилей рекомендуется проводить с применением сжатого воздуха и водовоздушной смеси. Расход воздуха при обдуве (давление 5кгс/м) составляет 0,5 метра в минуту, а время на обработку одного автомобиля до 15 минут. Применение водовоздушной струи и специальных моечных щеток с подводом сжатого воздуха значительно сокращает расход воды.
 
Солончаковую пыль рекомендуется сдувать с поверхности автомобилей сжатым воздухом, так как при смывании водой образуются растворы, усиливающие коррозию металлов. Необходимо тщательно удалять пыль с поверхности радиатора и двигателя.
 
Следует очищать от пыли отверстия сапунов агрегатов и вентиляционные отверстия аккумуляторных батарей. В условиях жаркого климата через 2-3 дня в аккумуляторных батареях проверяется уровень электролита и при необходимости доводить его до нормы доливом дистиллированной водой.
 
Высокая температура и большая запыленность воздуха, плохие дорожные условия значительно снижают работоспособность водителей и эффективность использования автомобилей. Температура воздуха в салоне, на уровне головы водителя может достигать 60 С. Сочетание высокой температуры, запыленности и низкой влажности воздуха в салоне, а также большая солнечная радиация и разнообразие местности вызывают быстрое утомление водителя и появление головной боли. Работоспособность водителя снижается, кроме того, из-за плохих дорожных условий и плохой видимости, особенно, при движении в колонне, вследствие большой запыленности воздуха. При содержании пыли в воздухе 0,8... 1г/м предел видимости перед автомобилем составляет 5... 8м. Водители имеют мало времени для отдыха на привалах, вследствие увеличенного объема работ по осмотру автомобилей и устранению дорожных неисправностей и отказов.
 
В целях повышения надежности работы и повышения эффективности использования автомобилей при эксплуатации в пустынно-песчаной местности они оборудуются средствами защиты агрегатов и механизмов от пыли и средствами повышения проходимости.
 
Для предупреждения попадания пыли рекомендуется закрывать специально изготовленными чехлами из плотной ткани распределитель зажигания, шарниры карданных валов, сочленения рулевых тяг, шаровые опоры передних мостов, сетчатым фильтром - тормозной кран пневматического привода тормозов, корпус бензонасоса, аккумуляторную батарею, салоны агрегатов и др.
 
Автомобили укомплектовываются защитными брезентами, подкладками под домкрат, емкостями под умягченную воду для системы охлаждения автомобилей и питьевую воду. Системы охлаждения автомобилей могут оборудоваться конденсационными бочками.
 
Для повышения проходимости в песках автомобили оснащаются колейными дорожками из металлической сетки и самовытаскивателями.
 
Для предотвращения перегрева двигателя следует:
- поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости;
- увеличивать давление открытия парового клапана на 0,2-0,3 кгс/см;
- перед каждым выездом контролировать натяжение ремней вентиляторов или момент пробуксовки фрикциона вентилятора на танках.
 
В зависимости от грунтов различают песчаные, солончаковые и глинистые пустыни.
Песчаные пустыни наиболее распространенные. Большую часть их занимают подвижные незакрепленные барханы и дюны, слабо закрепленные (бугристые) и закрепленные (грунтовые) пески. В сухое время года барханы и бугристые пески труднопроходимы. Зимой, весной и после дождей пески уплотняются, и проходимость по ним увеличивается.
 
В низинах пустынно-песчаной местности встречаются солончаки и такыры, которые проходимы для всех видов техники только в сухое время года, в другое время они непроходимы, особенно в период дождей.
 
Пустынно-песчаная местность характеризуется ограниченным количеством водных источников и плохим качеством воды, которая не может быть использована без предварительной очистки. Каналы, системы искусственного орошения имеют крутые берега и труднопреодолимы без предварительной подготовки.
 
Климат пустынно-песчаной местности резко континентальный. Летом температура воздуха достигает 50, а грунта - 70 С. Сильные ветры (до 15-20м/с и более), достигающие силы урагана, и малое количество осадков обуславливают большую запыленность воздуха. Встречаются и явления миража.
 
Движение автомобилей по пустынно-песчаной местности характеризуется недостаточным сцеплением колес с грунтом, вследствие чего показания спидометров на 10-15% превышают действительно пройденное расстояние. 
 
Трогание автомобилей с места на песчаном грунте нужно начинать на низших передачах, плавно, при необходимости используя рычаги управления; первое положение ПМП замедленной передачи.
На песчаном грунте быстро теряется инерция, поэтому для переключения передач необходимо выбирать ровные участки с твердым грунтом, использовать уклоны и спуски с барханов.
 
При вождении по такой местности выбирать для движения по возможности ровные участки с растительным покровом. В песках двигаться по межгрядовым понижениям, перемычки пересекать в более низких места. Солончаки, мокрые такыры и глинистые участки по возможности обходить или преодолевать их после разведки. Подсохшие солончаки и такыры с крепкой верхней коркой преодолевать по краю на максимальной скорости без поворотов, остановок и резкого изменения скорости движения.
 
По незакрепленным пескам, мокрому такыру и солончакам необходимо двигаться прямолинейно, избегая резкого изменения скорости движения и торможения. Если двигатель не развивает необходимой мощности, необходимо перейти на низшую передачу или перевести рычаги управления в промежуточное положение, а на автомобилях с ПМП - в первое положение, включить замедленную передачу и продолжить движение до набора двигателем эксплуатационных оборотов, после чего вернуть их в исходное положение.
 
В дождливую погоду или после дождя, перед преодолением солончаковых участков, необходимо надеть на колеса цепи противоскольжения и двигаться с повышенной скоростью, не сворачивая с колеи. Для поворотов на песчаном грунте рекомендуется использовать выпуклости, неровности. 
 
Высокие барханы необходимо преодолевать по выпуклой стороне на низких передачах без остановки, направляя автомобиль под прямым углом к вершине бархана и избегая разбитой колеи. Маневрировать необходимо таким образом, чтобы не допускать застревания при крутом повороте на сыпучем песке, при движении с креном по бархану, в узкой выемке при крутом повороте на солончаке или мокром такыре.
 
Резкий поворот автомобилей на песчаном грунте вызывает перегрузку двигателя и силовой передачи. Это создает опасность повреждения ведущих мостов у автомобилей.  Движение по косогору бархана даже с малым углом наклона вызывает сползание автомобиля и зарывание колес, вследствие чего возможно разрушение ведущих мостов.  Крутой и резкий поворот на солончаке (мокром такыре) приводит к разрушению верхней корки, и автомобиль может сесть на днище или мосты. В таком случае необходимо пытаться выехать задним ходом. 
 
По материалам сайта: http://dizel.ucoz.com/blog/ehkspluatacija_avtomobilej_v_pustynnykh_rajonakh_s_zharkim_klimatom/2011-12-18-750